Действует

О вступлении в силу документа смотри статью 49

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 3 июля 2023 года №ЗРУ-850

О конкуренции

Принят Законодательной палатой 14 февраля 2023 года

Одобрен Сенатом 2 марта 2023 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области конкуренции, связанных с осуществлением контроля и пресечением действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарных или финансовых рынках, а также к ущемлению прав и законных интересов потребителей в условиях конкуренции или естественной монополии.

Статья 2. Законодательство о конкуренции

Законодательство о конкуренции состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о конкуренции, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон распространяется на действия (бездействие) физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарном или финансовом рынке в Республике Узбекистан, а также к ущемлению прав и законных интересов потребителей в условиях конкуренции или естественной монополии, совершаемые на территории Республики Узбекистан и (или) за ее пределами.

Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности.

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

предприятие с участием государства - осуществляющее хозяйственную деятельность юридическое лицо, в уставном фонде (уставном капитале) которого размер доли государства превышает 25 процентов, а также государственное унитарное предприятие или государственное учреждение, которому предоставлено право осуществления хозяйственной деятельности;

аффилированные лица предприятий с участием государства - юридические лица, 20 и более процентов уставного фонда (уставного капитала) которых прямо или косвенно принадлежат предприятиям с участием государства;

недобросовестная конкуренция - действия хозяйствующего субъекта или группы лиц, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении экономической деятельности, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота и причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (конкурентам) либо наносят или могут нанести ущерб их деловой репутации;

потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее, заказывающее или имеющее намерение приобрести или заказать товар у хозяйствующего субъекта;

экономическая концентрация - совершение сделок и (или) иных действий, приводящих к преобладанию хозяйствующего субъекта или группы лиц, которое оказывает влияние на состояние конкуренции на товарном или финансовом рынке;

дискриминационные условия - условия доступа на товарный или финансовый рынок, условия производства, потребления, приобретения, реализации или иной передачи товара, которые при прочих равных условиях ставят одного или нескольких хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (конкурентом);

финансовый рынок - сфера обращения финансовой услуги, оказываемой банками, кредитными, страховыми и другими финансовыми организациями, а также услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг на территории Республики Узбекистан или ее части, которая может не совпадать с административно-территориальным устройством Республики Узбекистан и в границах которой имеется возможность оказания таких услуг;

скоординированные действия - действия без взаимного согласия двух или более хозяйствующих субъектов, удовлетворяющие интересы каждого из них, когда действия одного известны другому или совершаются исходя из действий каждого из них, которые ограничивают или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению прав и законных интересов потребителей в условиях конкуренции.

конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов (конкурентов), при которой их самостоятельные действия исключают или ограничивают возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном или финансовом рынке;

цифровая платформа - информационная система, обеспечивающая платное или бесплатное использование цифровых продуктов через всемирную информационную сеть Интернет;

естественная монополия - состояние товарного рынка, на котором в силу технологических особенностей невозможно или экономически нецелесообразно создание конкурентных условий удовлетворения спроса на определенный вид товаров;

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект или группа лиц, осуществляющая деятельность по производству и (или) реализации товаров в условиях естественной монополии;

товар - продукт деятельности, предназначенный для приобретения и реализации, в том числе работы и услуги;

товарный рынок - сфера обращения товара, в том числе взаимозаменяемого товара (сопоставимого по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам которого потребитель готов заменить) на территории Республики Узбекистан или ее части, которая может не совпадать с административно-территориальным устройством Республики Узбекистан и в границах которой имеется возможность его приобретения или реализации;

хозяйствующий субъект - юридическое лицо, занимающееся деятельностью по производству, приобретению и реализации товаров, в том числе предприятие с участием государства и учреждение, занимающееся хозяйственной деятельностью физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

Статья 5. Основные принципы в области конкуренции

Основными принципами в области конкуренции являются:

добросовестная конкуренция;

законность;

приоритет прав и законных интересов потребителей;

прозрачность;

равенство.

Статья 6. Основные направления государственной политики в области конкуренции

Основными направлениями государственной политики в области конкуренции являются:

защита конкуренции, предупреждение и прекращение антиконкурентных действий с учетом приоритета прав и законных интересов потребителей;

формирование в обществе нетерпимости к любым антиконкурентным действиям;

развитие конкурентной среды и создание условий для эффективного функционирования товарных и финансовых рынков;

обеспечение свободы экономической деятельности участников товарных и финансовых рынков и свободного перемещения товаров;

формирование конкурентной среды в сферах, где осуществляют деятельность субъекты естественной монополии;

установление равных условий для участников товарных и финансовых рынков и сокращение участия государства в экономике;

повышение ответственности республиканских органов исполнительной власти за улучшение и развитие конкурентной среды.

Статья 7. Уполномоченный государственный орган в области конкуренции и источники финансирования его деятельности

Уполномоченным государственным органом в области конкуренции (антимонопольным органом) является Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан (далее - уполномоченный государственный орган).

В своей деятельности уполномоченный государственный орган непосредственно подотчетен Президенту Республики Узбекистан и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и осуществляет свою деятельность независимо от государственных органов, иных организаций и должностных лиц.

Финансирование деятельности центрального аппарата уполномоченного государственного органа и его территориальных органов осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

Статья 8. Оценка воздействия нормативно-правовых актов и их проектов на конкуренцию

Уполномоченный государственный орган оценивает воздействие нормативно-правовых актов и их проектов на конкуренцию, а также разрабатывает предложения и рекомендации, направленные на устранение норм, которые прямо либо косвенно приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарном или финансовом рынке.

В уполномоченный государственный орган для оценки воздействия на конкуренцию вносятся проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие:

введение новых ограничений, новых видов лицензий, разрешительных процедур для хозяйствующих субъектов или распространение действующих ограничений, разрешительных процедур, лицензируемых видов деятельности на более широкий круг участников рынка;

введение дополнительных требований и условий для получения лицензий или документов разрешительного характера;

повышение требований к минимальному размеру уставного фонда (уставного капитала) юридических лиц;

ограничение (уменьшение) установленных прав хозяйствующих субъектов или введение для них дополнительных обязательств либо дополнительных расходов;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Цель настоящего Закона Статья 2. Законодательство о конкуренции Статья 3. Сфера применения настоящего Закона Статья 4. Основные понятия Статья 5. Основные принципы в области конкуренции Статья 6. Основные направления государственной политики в области конкуренции Статья 7. Уполномоченный государственный орган в области конкуренции и источники финансирования его деятельности Статья 8. Оценка воздействия нормативно-правовых актов и их проектов на конкуренцию Статья 9. Антимонопольный комплаенс Статья 10. Группа лиц Статья 11. Монопольно высокая цена товара Статья 12. Монопольно низкая цена товара Статья 13. Доминирующее положение Статья 14. Превосходная переговорная сила Статья 15. Публикация цен (тарифов), применяемых к монопольному виду товара Глава 2. Регулирование деятельности субъектов естественной монополии Статья 16. Регулирование цен (тарифов) на товары субъектов естественной монополии Статья 17. Права и обязанности субъектов естественной монополии Глава 3. Запрещение антиконкурентных действий Статья 18. Запрещение злоупотребления доминирующим положением и превосходной переговорной силой Статья 19. Запрещение антиконкурентных соглашений и скоординированных действий Статья 20. Освобождение от ответственности за антиконкурентные соглашения и скоординированные действия Статья 21. Запрещение недобросовестной конкуренции Статья 22. Запрещение принятия актов и совершения действий (бездействия) республиканскими органами исполнительной власти и иными организациями, объединениями юридических лиц, ограничивающих конкуренцию Глава 4. Требования против ограничения конкуренции к предоставлению государственной помощи и участию государства в предпринимательской деятельности Статья 23. Оценка воздействия государственной помощи на конкуренцию Статья 24. Ограничение воздействия предприятий с участием государства на конкуренцию Статья 25. Порядок получения предварительного согласия на создание (реорганизацию) предприятий с участием государства и их аффилированных лиц, изменение их вида деятельности, а также приобретение ими акций (долей) Глава 5. Регулирование экономической концентрации и торгов в целях недопущения ограничения конкуренции Статья 26. Государственный контроль за экономической концентрацией Статья 27. Получение предварительного согласия на экономическую концентрацию Статья 28. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов Статья 29. Требования против ограничения конкуренции на торгах Глава 6. Уполномоченный государственный орган Статья 30. Полномочия уполномоченного государственного органа Статья 31. Взаимодействие уполномоченного государственного органа с иными государственными органами Статья 32. Право уполномоченного государственного органа на получение информации Глава 7. Нарушение законодательства о конкуренции Статья 33. Последствия нарушения законодательства о конкуренции Статья 34. Возмещение причиненного ущерба Глава 8. Возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательства о конкуренции, а также исполнение и обжалование решения и предписания уполномоченного государственного органа Статья 35. Возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательства о конкуренции Статья 36. Лица, участвующие в деле о нарушении законодательства о конкуренции Статья 37. Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о конкуренции Статья 38. Решение уполномоченного государственного органа по делу о нарушении законодательства о конкуренции Статья 39. Исполнение предписания уполномоченного государственного органа Статья 40. Обжалование решения (предписания) уполномоченного государственного органа Статья 41. Общественный контроль за соблюдением законодательства о конкуренции Глава 9. Заключительные положения Статья 42. Финансовые санкции за нарушение законодательства о конкуренции Статья 43. Разрешение споров Статья 44. Ответственность за нарушение законодательства о конкуренции Статья 45. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан Статья 46. Внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан Статья 47. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона Статья 48. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом Статья 49. Вступление в силу настоящего Закона

Закон Республики Узбекистан от 3 июля 2023 года №ЗРУ-850
"О конкуренции"

О документе

Номер документа:ЗРУ-850
Дата принятия: 03.07.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04.10.2023
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 3 июля 2023 года, №03/23/850/0439

Примечание к документу

В соответствии со статьей 49 Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования - с 4 октября 2023 года.